Собака на сене, или Как Крысолов спас бизнес, используя Аудит и Корпоративное расследование (Форензик).
Пролог Это история о том, как мы предотвратили крах фирмы, когда один из учредителей решил что совместное предприятие, это его собственная дойная корова.
Акт первый. «Золотой телёнок». В 2013 году наш доверитель — назовём его Игорем Михайловичем — создал небольшую, но очень перспективную производственную компанию по выпуску упаковочных материалов. В соучредители ООО взял молодого и ретивого партнёра 50/50, которого и решили поставить генеральным директором. Сам же стал коммерческим директором. Всё шло как по маслу: через несколько лет погасили лизинговые платежи по станкам, погрузчикам, автопарку и прочему оборудованию. Бизнес раскручивался, и производство упаковки приносило стабильно растущий доход. Так позитивно, как история про «успешный успех», начинается и наш рассказ… Но путь к мечте про «свечной заводик» начал омрачаться тёмными оттенками осложняющихся между владельцами отношений.
Акт второй. «Хочу быть Владычицей морской!» Почему сказки так часто кончаются на свадьбе? В жизни получается как-то не так, и «долго и счастливо» разбивается о скалы действительности. Сколько браков в России распадается? По статистике около 70%. Но каков процент разводов партнёров по бизнесу? Один умудрённый опытом бизнесмен сказал: «Надёжного партнёра найти — это не то, что хорошую жену… Посложнее будет!»
Через несколько лет генеральный директор охладел к бизнесу и начал посматривать по сторонам. Ведь где-то всегда есть дело интереснее и престижнее. Да и аппетит, как говориться, приходит во время еды: денег требовалось всё больше и больше… Так постепенно более молодой партнёр стал демонстративно игнорировать участие в предприятии, перестал появляться в офисе, включаться в производственный процесс и начал пилить сук, на котором сам же сидел. Словив звезду и почувствовав себя королём с банк-клиентом в руках, он через пень-колоду отправлял оплату за материалы и когда ему заблагорассудится подписывал важные документы. Что, конечно, пришлось не по нраву поставщикам и клиентам, и часть из них разорвали контракты.
Акт третий. «А может, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?» Так дальше продолжаться не могло, и наш клиент сделал предложение по покупке доли соучредителя. В ответ была названа цена продажи в 5 раз превышающая рыночную стоимость. На контрпредложение о выкупе предприятия генеральным директором по предложенной им же цене ответа почему-то не последовало… Причём оффер по продаже своей доли генеральный разослал ещё нескольким прямым конкурентам, не соблаговолив уведомить своего партнёра. В ответ бизнесмены только покрутили у виска и сообщили об инциденте нашему доверителю. Так как генеральный переключил коробку передач своего эго в положение «полный неадекват», мечты о мирном разрешении корпоративного конфликта таяли как снег под каплями тёплого весеннего дождя. Он не хотел ни разделить имущество пополам, ни купить или продать долю по вменяемой цене. В конце и вовсе заявил, что скорее «расхреначит здесь всё», чем даст совладельцу создать из своей доли отдельный бизнес. Коммерческий директор не представлял, как дальше быть. Отношения с поставщиками всё ухудшались, соответственно срывались сроки поставок, что привело к потере ещё части клиентов, привлечённых с таким трудом. В этом растерянном состоянии судьба и привела клиента в Центр разрешения Корпоративных Споров.
Акт четвёртый. «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!» Что делать? Стандартная резолюция большинства юридических компаний в подобном случае была бы: «В суд! Все в суд!» А что произойдёт с бизнесом за месяцы и годы судебного корпоративного спора? Что останется от вашей компании? Велика вероятность, что от прибыльного предприятия останутся… одни долги и проблемы. Но ведь цель не посудиться, а спасти и сохранить бизнес и активы! Тогда коллегиально с клиентом пришли к выводу, что пора переходить к наступательным действиям. Из волшебного сундука многолетнего опыта участия в корпоративных конфликтов было извлечено решение. Генеральный и одновременно главный бухгалтер в одном флаконе, с банк-клиентом и кольцом всевластья — это, конечно, сильная позиция. Но с другой стороны — ответственность! А мы живём в России. А в России далеко не всегда бизнес абсолютно белый и пушистый… Так как бухгалтерия и все ключевые финансовые потоки были в руках оппонента, мы ввели в действие основной инструмент Центра разрешения Корпоративных Споров — Корпоративное расследование (Форензик). Благодаря расследованию, нам удалось выудить все необходимые финансовые документы. В ИТОГЕ:
Провели комплексный Аудит и Форензик;
Выявили нарушения по статьям УК РФ: 160 — присвоение и растрата; 165 — причинение имущественного ущерба путём обмана; 199 — уклонение от уплаты налогов в крупном размере;
Установили дополнительные нарушения АПК РФ, ГК РФ и НК РФ;
Разработали стратегию переноса бизнеса на новую площадку;
Подготовили заявления в правоохранительные органы и иски в Арбитражный Суд г. Москва;
На стол генерального директора легла папочка «Дело №» с заключением аудитора, финансовой экспертизой, проектами заявлений и исков — дабы привлечь внимание, охладить пыл и перевести диалог в конструктивное русло;
Акт пятый. «Вор должен сидеть в тюрьме! Ну или не мешать идти к мечте!» В итоге генеральный взял тайм-аут на 2 недели и… пропал на 3 месяца, перестал вставлять палки в колёса коммерческому директору. Это время дало возможность нашему клиенту зарегистрировать своё новое предприятие и вести бизнес, используя 50% средств производства, принадлежавшего ему.
Результат операции «Крысолов»: Основная задача по спасению бизнеса была выполнена: ✅ Избежали 2−3 лет судебных тяжб — сохранили бизнес, минимизировали расходы на разрешение конфликта; ✅ Сберегли команду и положенную долю средств производства; ✅ Более 80% клиентов перешли в новое предприятие, что увеличило личный доход доверителя; ✅ Избавились от деструктивных отношений с бывшим партнером по бизнесу.
Узнали себя в этой истории? Партнёр превратил вашу компанию в личную «кормушку»? Не ждите… само не разрешится! Вашему компаньону выгодно такое положение дел. Наш «Крысолов» умеет:
Добывать необходимые документы для корпоративного расследования;
Выявлять нарушения оппонента (а в России они есть у многих);
Документировать злоупотребления для правоохранительных органов;
Создавать «план Б» для сохранения бизнеса;
Переводить эмоциональный конфликт в правовую плоскость;
Спасать бизнес БЕЗ многолетних судебных тяжб.
Запросите стратегическую консультацию — разложим по полочкам вашу ситуацию, цели, риски и план оперативного спасения бизнеса. Потому что в корпоративных конфликтах побеждает не тот, кто больше щёки раздувает, а тот, кто обладает информацией и верно действует! P. S. Имена изменены, но история — настоящая. Таких ситуаций в российском бизнесе предостаточно.